Аутизм

Особенности развития детей с РАС и коррекционная работа

Их называют "особенные детки" - маленьких людей с диагнозом РАС…  


РАС или расстройство аутистического спектра - это нарушение психологического развития, при котором малыши не могут в полной мере использовать возможности речи и интеллекта, при этом, часто обладая прекрасным  интеллектуальным  потенциалом. Таким детям сложно общаться, доносить что-либо до внешнего мира, а также понимать и чувствовать окружающих. РАС проявляется в отсутствии желания контактировать с миром на абсолютно разных уровнях.


Проявления аутизма очень индивидуальны. Дети с подобным диагнозом абсолютно не похожи друг на друга, но их объединяет одно - они, как никто нуждаются в поддержке и особенном подходе к развитию их возможностей для будущей полноценной жизни.

Аутизм это сложное и загадочное расстройство, которое сбивает с толку и медицинских светил, и общество в целом. Из-за этого существует бесчисленное множество мифов и неправильных представлений о нем. Для родителей, услышавших подобный диагноз, часто это становится ударом, они испытывают беспомощность и безнадежность


   Причины возникновения РАС


   Причина возникновения аутизма остается не выясненной до конца до сих пор. Ученые пришли к мнению, что сразу несколько расстройств могут спровоцировать множество факторов, вызывающих РАС разной степени. Среди них отмечают наследственность, хромосомные мутации, врожденные заболевания обмена веществ, различные нарушения и заболевания во время беременности, токсичное воздействие солей тяжелых металлов.


   Диагностика и симптомы аутизма


Несмотря на то, что аутизм это врожденное заболевание, его практически невозможно диагностировать сразу после рождения, так как это расстройство именно социального плана. Но чем раньше поставлен диагноз, тем лучше и больше возможностей для корректировки. Очень многое зависит от степени и вида расстройства.


   Для того, чтобы лучше понять, какие симптомы бывают у детей с РАС, и по каким признакам может быть поставлен диагноз, проще всего разобраться в самой простой существующей классификации.


 Есть три основных признака детского аутизма:


  • качественные нарушения общения


 В этом случае, дети часто не способны поддерживать беседу, а иногда и правильно выражать мысли. При этом, они не пытаются компенсировать такой недостаток, например, жестами или мимикой. Речь бывает повторяющейся и стереотипной, малоэмоциональной.


  • качественные нарушения социального взаимодействия


  Дети не реагируют в ответ на эмоции окружающих или делают это в очень слабовыраженной форме. Ведут себя не так, как того требует ситуация. Не могут правильно использовать мимику, взгляд и жестикуляцию для общения. Им сложно даются игры со сверстниками и выражение какой бы то ни было взаимности.


  • стереотипные формы поведения.


   Ребенок стремится завести один и тот же жесткий порядок в каких-то аспектах своей жизни. Сильно привязывается к определенным вещам, создает ритуалы, которые не может нарушить. Его поглощают стереотипные и ограниченные интересы вроде бегущих строк на компьютере. Родители часто называют подобные состояния - “зависами” - дети, как будто зависают, увлеченные одним процессом.

   Детский аутизм - это особенное развитие психики, когда одни стороны развиваются правильно и своевременно, а другие, либо отстают в развитии, либо опережают его. Отставание может быть очень сильным. У таких детей иногда можно видеть невероятные достижения в одной области с полной неспособностью действовать в другой.

Если родители будут внимательными и информированными, то, в большинстве случаев, смогут выявить признаки РАС у ребенка достаточно рано.


 На что нужно обращать особенное внимание?


   До 1-го года жизни можно заметить что ребенок не пытается лепетать или делает это слишком слабо. Позже, -  не пытается разговаривать, не отзывается, когда его зовут. К 3-м годам он может произносить отдельные слова, но не разговаривает предложениями. Речь может развиваться, но, при этом, словарный запас сильно ограничен. Когда малыш говорит про себя, то говорит в третьем лице. Иногда речь развивается, казалось бы нормально до определенного времени, но потом наступает регресс, и ребенок начинает говорить намного хуже, чем раньше.


  Очень часто невозможно установить с ребенком контакт, в форме, которой мы привыкли в обычной жизни - взглядом, прикосновением, улыбкой.


Бывает, что взгляд сосредоточен на чем-то одном, независимо от ситуации. Они редко улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются, когда те пытаются взять их на руки или обнять. Часто между играми с другими детьми и уединением, они выбирают второе, так как им достаточно трудно сотрудничать и контактировать с окружающими.


   Малышей не интересуют новые ситуации и игрушки. Они не понимают значения игрушек и применяют их не по предназначению.


С едой  - также отношения особенные. Может быть сильный перекос в каких-то предпочтениях. Ребенок может пытаться съесть что-то несъедобное.


Этим малышам трудно ориентироваться в пространстве, и когда ребенок начинает ходить, у него довольно долго можно наблюдать неловкость в движениях, нарушение координации. Часто они ходят на носочках.


Бытовые вещи даются им с большим трудом. У них развиваются однообразные стереотипные движения  - раскачивание, верчение предмета в руках, бег по кругу.


Иногда у деток отмечают очень плохую память, и в тоже время, поразительно хорошую на те вещи,  которые имеют для них значение.


У таких детей бывает много необъяснимых страхов. Любое вмешательство в их мир, любое расстройство, которое нам кажется незначительным, может вызвать у них истерику или агрессию.


Надо понимать, что каждый случай очень индивидуален  и у ребенка могут проявляться все признаки аутизма, или некоторые из них.


   Коррекция состояний РАС


  Чем раньше вы начнете помогать ребенку корректировать состояние и ориентироваться в таком сложном для него мире, тем лучше. Существует огромное количество случаев, когда "особенные" детки, родители которых отнеслись к ситуации со всей серьезностью и позитивным настроением, вырастают и живут полноценной счастливой жизнью, учатся в обычных школах и университетах, создают семьи, работают на высоких должностях.


   Для корректировки состояний РАС разработаны программы реабилитации, в которых проводится целый комплекс мероприятий. Они помогают малышу развиваться более гармонично и целостно.


Аутизм это сложное и многогранное явление, поэтому и корректировка проводится сразу во многих областях.


Прежде всего, -  это психологическая коррекция. Для нее разработано множество методик, которые дают великолепные результаты. Среди таких программ, прекрасно себя зарекомендовавшие, - АВА и DIRFloortime.


  ABA - прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis)


Методика состоит из множества программ, которые помогают деткам с РАС освоить навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни. На сегодняшний день, этот метод остается единственным научно доказанным методом для помощи детям с аутистичными расстройствами.


  Как проходит программа?


Квалифицированный ABA - терапист оценивает состояние ребенка и на этом основании составляет индивидуальный план обучения, который помогает  улучшить качество жизни малыша.  Участие в программе принимают не только специалист и ребенок, но также родные и близкие, -  те, кто находится рядом, ухаживает и помогает. Очень важно помнить, что это именно индивидуальная программа и ее нельзя передать для выполнения другому ребенку с аутистичным расстройством.


С помощью программы малыша обучают тем навыкам, которых у него не достает и уменьшают то поведение, которого в избытке  - чрезмерную эмоциональную реакцию, чувствительность, стереотипное поведение.


Важно, чтобы занятия вызывали у ребенка положительные эмоции, только тогда они принесут необходимый эффект. Огромное значение имеет оценка состояния и точное назначение нужных программ.  В нашем центре работают опытные ABA - тераписты, которые помогли уже многим детям с РАС в Королеве и не только.

Одна из самых важных характеристик программы -  для малыша выбираются именно те цели на определенном этапе, которые уже сейчас могут значительно улучшить качество его жизни.


  Программа для коррекции РАС - Floortime


Вторая система методик, которую мы также используем в нашем центре - это программа Floortime. На первое место на занятиях по этому методу выходит сам ребенок со всеми особенностями.


Floortime - программа, которая помогает развивать личность и интеллект ребенка, корректирует работу с эмоциями.  Прежде всего, для малыша выбираются игры, которые ему нравятся - это ключевой фактор.  С их помощью, по специальным  методикам, происходит постепенное вовлечение детей в контакт. Родителям здесь отводиться еще большая роль. Основная идея - игрой должен руководить сам ребенок, а взрослые лишь подключаются к нему, только помогают играть более интересно и разнообразно. Начиная с простых игр, постепенно, со временем происходит все большее усложнение, в том числе и более сложное взаимодействие с другими людьми.


   Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом


  В нашем центре работают квалифицированные и чуткие специалисты, имеющие огромный опыт работы с детьми с симптомами РАС:  

   • нейропсихолог - помогает проводить нейропсихологическую коррекцию, направленную на развитие коммуникативной и когнитивной сферы.

   • логопед-дефектолог и детский психолог, которые помогают сделать работу по психологической коррекции еще более эффективной

В детском центре "Мозаика" есть все возможности для того, чтобы помочь детям с аутизмом в Королеве вести полноценную интересную жизнь.